понедельник, 20 августа 2012 г.

UCI MS Грац-Штаттег 19 августа 2012

Место проведения: Австрия, Грац, Штаттег
Категория старта: веломарафон (XCM), UCI Marathon Series
По приборам:
- набор высоты 2815 м

Появление в прошлом году UCI Marathon Series - своего рода подобия кубка мира по веломарафонам, меня как обладателя международной лицензии конечно заинтересовало. Ситуация с байкмарафоном как дисциплиной велосипедного спорта в последние годы складывается не однозначная. С одной стороны этот вид спорта не является олимпийским и вряд ли таковым станет, поэтому мало интересен для национальных федераций велосипедного спорта: многие сборные команды на чемпионатах Мира и Европы по XCM слабо представлены или вообще там не участвуют. С другой стороны существует большой и постоянно растущий интерес к дисциплине XCM среди отдельных прорайдеров, некоторых команд, а также большого количества ветеранов и любителей велосипедного спорта. Чтобы как-то развернуть ситуацию с XCM в сторону заинтересованных участников, UCI стартовал в прошлом году Marathon Series с отдельным рейтингом и системой отбора на чемпионат мира по марафону, открытой для любого обладателя лицензии UCI, не обязательно "элитной".

Моим первым этапом UCI MS стал марафон в австрийском городе Грац, а точнее в его небольшом предместье под названием Штаттег. Кроме статуса марафон был интересен мне своими параметрами: длина полного круга для мужчин - 104 километра, набор высоты по дистанции - 3818 метров. Ни в чем подобном я ранее не участвовал, да и вообще не ездил на байке гонок более 100 километров. Женщинам делалась скидка в 20 километров и несколько сотен метров набора. Кроме того были разные укороченные дистанции для любителей, начинающих и спортсменов на унициклах, которых стартовало наверно десятка два.

Интерфейс электронной регистрации на сайте марафона оказался на удивление неудобным, а стартовый взнос достаточно большим - 50 евро. Кроме того оплачивать его надо было заранее банковским переводом, что из России затруднительно, поэтому по прибытии в стартовый городок накануне гонки пришлось заплатить по тарифу поздней регистрации еще на 10 евро дороже. Но на этом негативная сторона моего описания заканчивается, потому что в остальном к по-австрийски четкой организации вопросов быть не может - все было как надо или даже лучше. Разметка стрелками вопросов не вызывала, пункты питания работали на отлично, безопасность спусков была обеспечена сетками, матами и бригадами скорой помощи. Все 104 километра дистанции были идеально расчищены и буквально вылизаны: кусты и ветки подрезаны, острые камни подкрашены, водосливные желоба поперек траектории заботливо заложены досками и так далее.

Погода в день гонки была жаркой - днем перевалило за 30 градусов, поэтому ранний старт марафона, назначенный на 8 утра, был очень в тему. Как и все "элитные" гонщики я стартовал из первого кармана. Приметил у многих коллег распечатки с высотным профилем круга: их клеили скотчем на рули и рамы. У бойцов польской JBG-2 было другое решение: вместо картинки - компактная рукописная легенда с отрезками в километрах и пометками рядом. Надо признать, что и мне иметь что-то подобное тоже бы не помешало для более правильной расстановки сил.

Выстрелов стартового пистолета было два: после первого мы поехали спокойно, за машиной организаторов, а вот после второго уже началась непосредственно гонка. И началась она сразу мощно: на развилке дорог машина организаторов ушла вправо, а струна пелотона - влево и вверх, скрываясь где-то за кронами деревьев. Да-да, именно вверх, ведь на этой левой асфальтовой дороге стоял знак "крутой подъем" с подписью "28%".


Этот подъем по асфальту продолжался около 3 километров, после чего перешел в грунтовый не меньшего градиента - очень жесткое и очень непривычное начало гонки. Откровенно говоря, мое отставание от лидеров стало огромным уже после этого первого и не самого длинного подъема.


Кроме сложных подъемов трасса включала большое количество техничных спусков с камнями и корнями. Мой опыт стартов в Финляндии и Карелии позволял их ехать достаточно уверенно. Однако не достаточно быстро. Дело в том, что на марафоне Самарская Лука две недели назад я упал и вывихнул большой палец на правой руке. По началу большого значения этой травме я не придал - думал все пройдет за пару дней, но на деле все оказалось намного хуже: к старту в Австрии боль осталась и не давала держать руль правильно и эффективно. В итоге на каждом затяжном техничном спуске, испытывая боль и даже судороги в кисти, я проигрывал соперникам минуты.


По началу отставание на спусках удавалось компенсировать уверенной работой в подъемы и даже немного улучшать позицию, обгоняя в каждую горку некоторое количество мастеров и элиты.


Однако часа через три гонки, когда начался самый суровый подъем с набором высоты около 700 метров, мой запал кончился, и я начал проигрывать соперникам не только на спусках, но и в гору тоже. Справедливости ради стоит заметить, что этот главный подъем и начавшаяся жара многих и вовсе вывели из строя: спортсмены испытывали судороги и сходили с дистанции. Для таких сходов по ходу подъема организаторами даже были размечены специальные срезки вниз к финишу. Кое как я все же дотерпел до высоты 1400 метров, где был расположен предпоследний пятый пункт питания и подъем заканчивался. Дальше было легче, оставалось лишь немного небольших подъемов, и главной задачей стало не допустить ошибку на каком-нибудь сложном спуске. Прикатив через 5 часов 50 минут на финиш я испытал настоящую радость. Пожалуй еще ни один финиш не вызывал столько внутренних эмоций, как этот, не смотря на более чем часовое отставание от лидера.


Мой кастомный найнер Author Revolt 29 показал себя прекрасно. Все работало как часики, пожалуй для такой гонки и этой трассы это идеальная машина, прекрасный компромисс между жесткостью на подъеме и сглаживанием неровностей. Выбор привода полностью оправдал ожидания: передачи 26-36 хватало везде, а там где не хватало, там мои ближайшие соперники все равно шли пешком, вынуждая спешиваться и меня. Теоретически в велосипеде улучшить можно разве что класс компонентов, но и в этом не чувствуется такой уж явной необходимости.

Результаты марафона доступны ЗДЕСЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий